1941 год, 22 июня... Началась война… Учителя - мужчины ушли на фронт. На хрупкие женские плечи директора Фаткуллиной С. И. легли все тяготы военного времени. Преподавателей не хватало. Приходилось учителям и старшим ребятам своими силами заготавливать дрова для отопления школы. Работать было очень тяжело, т.к. школа не была оборудована. Наглядные пособия учителя делали своими руками, а вместе с учениками готовили и отправляли подарки солдатам на фронт.
Жизнь жителей деревни осложнялась с каждым днём. Взрослые ушли на войну, остались старики, женщины да дети. Шестой класс закрыли. Ученики пошли работать в родной колхоз, т.к. не хватало рабочих рук.
Через год шестой класс снова открыли. С учебными принадлежностями у учеников были большие проблемы. Не хватало тетрадей, поэтому писали на страницах газет и журнала «Большевик». Учебник часто был один на весь класс, на 10-13 детей. Голод давал знать о себе всегда. Но эти проблемы не останавливали детей на пути к знаниям. Во внеучебное время дети и учителя продолжали помогать колхозу. Работали на разных работах: на поле, на ферме, в зернохранилище, в лесу. Никто из детей не уклонялся от работы. Все понимали, что это необходимо.
Дома по хозяйству так же было много работы, и там тоже первыми помощниками были дети. Бывало так, что некоторую домашнюю работу ученики приносили в школу и выполняли её в перерыве между уроками. Как вспоминает Байбакова Р.Г., одна из первых учениц школы, она в школу приносила козий пух и там её теребила. Так поступала не одна она, а многие девочки: кто-то вязал, кто-то вышивал.
Несмотря ни на что учебный процесс в школе не прекращался. Ребята по очереди посещали учебные занятия. Время было очень тяжелое. Дисциплина в школе поддерживалась строгая: все понимали – идет война, деды, отцы и братья сражаются за будущее всей страны. Учителя старались в любых условиях выполнять миссию, возложенную государством - учить детей читать, писать, быть добрыми и трудолюбивыми, настоящими гражданами своей Родины.
«Начался голод, болезни. Во время вспышки сыпного тифа по просьбе медиков учителям вместе со старшими учениками приходилось ходить по домам, измерять температуру, выявлять больных и информацию сообщать в госсанинспекцию. На некоторое время школа была переоборудована в больницу.» ( Из воспоминаний учителя школы Байбаковой З. Г.)
Баталов Гилимьян Фаизович
Родился в 1910 г. в многодетной крестьянской семье. Самый старший, он рано познал все тяготы крестьянского труда. Грамотой овладел самостоятельно, в последующим хорошо владел латинским и немецкими языками. В 1932 году его пригласили работать в Аптряковскую школу учителем. Женился на 15-летней красавице Мингефагиле, у них родились четверо детей. Гилимхан Фаизович - участник Финской войны 1939-40 г.г. В 1941 году, после объявления войны, одним из первых отправился на фронт. Был несколько раз ранен. В августе 1944 года старшина Баталов Г.Ф. убит и захоронен в Латвии Елговского района Ливберского Сельского Совета.
Акжигитов Галимьян Хакимьянович
Родился в 1915 году в деревне Аптряково в крестьянской семье. В 1937 году закончил Троицкий педагогический техникум (в то время не каждый мог это себе позволить) и два года проработал в Араслановской школе учителем математики и директором школы. В 1939 году в октябре открывается школа в его родной деревне Аптряково и Акжигитова назначают туда директором школы. Но через несколько месяцев,в октябре 1940 г., Галимьян Хакимьянович был призван в армию. С октября 1940 года по март 1942 года находился он на Дальнем Востоке ( готовили командный состав). Весной 1942 года был направлен на Белорусский фронт в звании старшего лейтенанта. Писал родным, что ему приходится командовать теми, кто не знает русского языка. Последнеее письмо получили из города Житомир, а через несколько дней пришла похоронка, что Гилимьян Хакимьянович попал в окружение и погиб в апреле 1942 года.
Минишин Мирсаид Хасанович
Родился в 1913 году в Башкирии,в д. Есаулово Белокатайского района. Семья переехала из Башкирии в д.Аптряково. Мирсаид Хасанович, имея педагогическое образование, начал работать в Аптряковской школе с 1938 года. Женился на своей ученице Амине. У них родилась дочь Халиса. Началась война. Мирсаид Хасанович, пройдя подготовку, попал на фронт в 1942 году. Сражался на Орловском фронте. Погиб 13 июля 1943 года. Младший лейтенант Минишин Мирсаид Хасанович похоронен в отдельной могиле, в лесу, на 1 км севернее от деревни Озерное Ульяновского района Калужской области. Дочери Зайнетдиновой Халисе Мирсаидовне остались лишь похоронка отца и светлые воспоминания односельчан об ее отце, учителе Минишине Мирсаиде Хасановиче
Минишин Кадир Минишинович
Родился в 1920 году в Башкирии в д. Есаулово Белокатайского района. В Аптряковской школе начал работать со дня ее открытия, в 1939 году. Проработав немного времени, молодой учитель в феврале 1941 года был призван в армию. Война застала его на Ленинградском фронте. Был на Волховском фронте. Старшина Минишин К.М. награжден орденом Красной Звезды и медалями. После войны продолжал работу в школе уже вместе со всей супругой Байбаковой Закиёй Гаязовной. В 1952 году закончил Троицкое педучилище. Учителя начальных классов, супруги сникали любовь и уважение односельчан и своих учеников. Вместе вырастили сына Байбакова Радика Кадировича, помогали близким ( сестры и братья Закии Гаязовны остались сиротами). Кадир Минишинович проработал в школе до 1972 года.
Байбаков Шайми Ахмадуллович
Родился в 1943 году в Башкирии в д. Купай Чекмагушевского района. В 1937 году закончил Свердловский педагогический техникум. Человек образованный, он был избран и председателем колхоза, и директором школы, и учителем. Участник Великой Отечественной войны, имеет боевые награды. После войны вернулся в деревню, продолжил работу в Аптряковской школе. Общий педагогический стаж - более 43 лет.